Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был 18 апреля 22:47
Фотоальбом

А я иду, шагаю по Москве..... модерновой.

COOLPIX S6200
41 32
Москва — Россия Май 2014

Подошло время выпуска нового альбома о Москве. На этот раз он посвящен зданиям, построенным на рубеже 19-20 веков в любимом мною стиле Модерн. Этот стиль родился благодаря нескольким революционным событиям. Во-первых появились новые строительные материалы и конструкции (металлические балки и большие витринные стекла), что существенно отразилось на фасадах и планах. Во-вторых влияние востока (Япония и Китай) в орнаментальных украшениях. В третьих, вошедшие тогда в моду в графике, живописи и прикладном искусстве природные мотивы. Для Модерна характерны ассиметричные фасады и планы, богатое украшение фасадов и интерьеров растительными орнаментами, активное использование на фасадах материалов с разной фактурой.

Было очень интересно разыскивать в интернете данные о увиденных домах. Иногда встречались удивительные истории. Я не все здания определил, так как не помню, где это было снято. Если кто подскажет адрес, я с удовольствием добавлю комментарий. Но можно и просто посмотреть альбом и получить удовольствие от таких притягательных линий Молерна.

 Петровский пассаж со стороны Неглинной улицы. Идея строительства Пассажа на улице Петровка принадлежала Вере Ивановне Фирсановой. Она же в то время владела Сандуновскими банями. И проектировать в 1903 году пассаж она пригласила уже знакомых ей по баням архитекторов С. М. Калугина и Б. В. Фрейденберга, Сооружение перекрытий над торговыми рядами было осуществлено по проекту и при техническом руководстве знаменитого русского инженера В. Г. Шухова, который применил при перекрытии магазина широкие полуцилиндрические стеклянные своды
Петровский пассаж со стороны Неглинной улицы. Идея строительства Пассажа на улице Петровка принадлежала Вере Ивановне Фирсановой. Она же в то время владела Сандуновскими банями. И проектировать в 1903 году пассаж она пригласила уже знакомых ей по баням архитекторов С. М. Калугина и Б. В. Фрейденберга, Сооружение перекрытий над торговыми рядами было осуществлено по проекту и при техническом руководстве знаменитого русского инженера В. Г. Шухова, который применил при перекрытии магазина широкие полуцилиндрические стеклянные своды
Петровский пассаж со стороны улицы Петровка. Построен пассаж был в 1906 году. В 1918 году Фирсановский пассаж был национализирован и переименован по названию улицы. Торговля вернулась в Пассаж лишь в 1928 году, но не в весь, а только в первый этаж. В годы Великой Отечественной войны на третий этаж Петровского пассажа поселили москвичей из разрушенных бомбёжками домов. Так в здании возникла огромная коммуналка. В таком виде Петровский пассаж простоял вплоть до начала 1960-х годов.
Петровский пассаж со стороны улицы Петровка. Построен пассаж был в 1906 году. В 1918 году Фирсановский пассаж был национализирован и переименован по названию улицы. Торговля вернулась в Пассаж лишь в 1928 году, но не в весь, а только в первый этаж. В годы Великой Отечественной войны на третий этаж Петровского пассажа поселили москвичей из разрушенных бомбёжками домов. Так в здании возникла огромная коммуналка. В таком виде Петровский пассаж простоял вплоть до начала 1960-х годов.
В 1921 году в стену пассажа на улице Петровка был вмонтирован барельеф — фигура «Рабочий» скульптора М. Манизера. Примечательно, что барельеф в настоящее время является самостоятельным памятником культурного наследия.
В 1921 году в стену пассажа на улице Петровка был вмонтирован барельеф — фигура «Рабочий» скульптора М. Манизера. Примечательно, что барельеф в настоящее время является самостоятельным памятником культурного наследия.
Доходный дом М.В. Сокол построен в 1903 архитектором И.П. Машковым по заказу М.В. Сокол.
Доходный дом М.В. Сокол построен в 1903 архитектором И.П. Машковым по заказу М.В. Сокол. Главный сюжет этого триптиха, расположенного над пятым этажом - сокол, парящий над степными просторами, горами и колыхающимися эдельвейсами.
Доходный дом М.В. Сокол построен в 1903 архитектором И.П. Машковым по заказу М.В. Сокол. Главный сюжет этого триптиха, расположенного над пятым этажом - сокол, парящий над степными просторами, горами и колыхающимися эдельвейсами.
Кузнецкий Мост, дом 6/3. Дом с бывшей парикмахерской «Базиль». Здание построено в 1902-1903 годах. Авторами проекта этого дома, выполненного в стиле австрийского модерна, стали архитекторы М.К. Геппенер и И.А. Иванов-Шиц. Особое внимание привлекает изваяние в виде женской головы, которое располагается над входными дверями. Эта скульптурная композиция имеет мифологический прототип и представляет одну из дев Рейна - Лорелею, образ которой способствовал созданию одного из направлений в символизме.
Кузнецкий Мост, дом 6/3. Дом с бывшей парикмахерской «Базиль». Здание построено в 1902-1903 годах. Авторами проекта этого дома, выполненного в стиле австрийского модерна, стали архитекторы М.К. Геппенер и И.А. Иванов-Шиц. Особое внимание привлекает изваяние в виде женской головы, которое располагается над входными дверями. Эта скульптурная композиция имеет мифологический прототип и представляет одну из дев Рейна - Лорелею, образ которой способствовал созданию одного из направлений в символизме.
На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи её называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место. Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов.
Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде пререкрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В. В. Воейков. В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан  архитектором С. П. Галензовским, работами руководил архитекторП. П. Висневский. Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр.
На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи её называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место. Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде пререкрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В. В. Воейков. В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским, работами руководил архитекторП. П. Висневский. Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр.
«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.
«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.
«Метрополь»
«Метрополь»
По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
«Метрополь»
«Метрополь»
«Метрополь»
«Метрополь»
"Метрополь"
"Метрополь"
Дом Перцова. На пересечении Остоженки с Пречистенской набережной стоит одно из самых красивых и необычных зданий в Москве, известное как дом Перцова.
Дом Перцова. На пересечении Остоженки с Пречистенской набережной стоит одно из самых красивых и необычных зданий в Москве, известное как дом Перцова.
Дом Перцова.
Дом Перцова.
В начале XX века инженер П. Н. Перцов, страстно опекавшийся искусством, решил построить для художников доходный дом с жилыми квартирами и мастерскими. Дом должен был привлекать своей необычностью и выражать национальное своеобразие русского искусства.
В начале XX века инженер П. Н. Перцов, страстно опекавшийся искусством, решил построить для художников доходный дом с жилыми квартирами и мастерскими. Дом должен был привлекать своей необычностью и выражать национальное своеобразие русского искусства.
Дом Перцова.
Дом Перцова.
Дом Перцова.
Дом Перцова.
Его строили архитекторы Н. Жуков и Б. Шнауберт по эскизам художника С. Малютина, создателя русской матрешки. Фасады здания украшают великолепные майоликовые панно с сюжетами из русских сказок, а один из балконов поддерживают витые сказочные змеи.
Его строили архитекторы Н. Жуков и Б. Шнауберт по эскизам художника С. Малютина, создателя русской матрешки. Фасады здания украшают великолепные майоликовые панно с сюжетами из русских сказок, а один из балконов поддерживают витые сказочные змеи.
Дом Перцова.
Дом Перцова.
Дом Перцова.
Дом Перцова.
«Дом-сказка» вошел не только в архитектурную, но и в театральную историю Москвы, став родиной знаменитого московского кабаре «Летучая мышь».
«Дом-сказка» вошел не только в архитектурную, но и в театральную историю Москвы, став родиной знаменитого московского кабаре «Летучая мышь».
По подсказке Nomad это особняк Якова Андреевича Рекка, учредителя Московского торгово-строительного акционерного общества, одной из ведущей строительных компаний того времени, расположен в центре столицы, на Большой Никитской, д.56 Построен в 1902-1903 годах, архитектор Г.А.Гельрих. Здание, выполнено в стиле декоративного, франко-бельгийского, модерна. В настоящее время здесь - резиденция посла Египта.
Представительство правительства Калужской области.  Особняк О. Листа постройки 1898—1899, архитектор Л. Н. Кекушев).
Представительство правительства Калужской области. Особняк О. Листа постройки 1898—1899, архитектор Л. Н. Кекушев).
Очень похоже на особняк Матильды Кшесинской.
Очень похоже на особняк Матильды Кшесинской.
Пречистенский переулок, дом № 8, стр. 1, 2 — Особняк К. А. Гутхейля (1902—1903, архитектор В. Ф. Валькот). После революции в доме размещался дошкольный детский дом, затем Центральный дом детского коммунистического движения. В настоящее время — посольство Королевства Марокко;
Пречистенский переулок, дом № 8, стр. 1, 2 — Особняк К. А. Гутхейля (1902—1903, архитектор В. Ф. Валькот). После революции в доме размещался дошкольный детский дом, затем Центральный дом детского коммунистического движения. В настоящее время — посольство Королевства Марокко;
Доходный дом церкви Святого Тихона у Арбатских ворот (1910, архитектор П. А. Виноградов), заявленный объект культурного наследия.
Доходный дом церкви Святого Тихона у Арбатских ворот (1910, архитектор П. А. Виноградов), заявленный объект культурного наследия.
Доходный дом церкви Святого Тихона у Арбатских ворот (1910, архитектор П. А. Виноградов), заявленный объект культурного наследия.
Доходный дом церкви Святого Тихона у Арбатских ворот (1910, архитектор П. А. Виноградов), заявленный объект культурного наследия.
. Это доходный дом церкви Троицы на грязях. Построен в стиле модерн в 1908-09 годах по проекту архитектора Л. Кравецкого (разработка плана) и инженера-строителя П.К. Микини. Декоративное оформление фасадов и интерьеров выполнено художником С.И. Вашковым.
. Это доходный дом церкви Троицы на грязях. Построен в стиле модерн в 1908-09 годах по проекту архитектора Л. Кравецкого (разработка плана) и инженера-строителя П.К. Микини. Декоративное оформление фасадов и интерьеров выполнено художником С.И. Вашковым.
Это доходный дом церкви Троицы на грязях.
Это доходный дом церкви Троицы на грязях.
Это доходный дом церкви Троицы на грязях.
Это доходный дом церкви Троицы на грязях.
Доходный дом хлеботорговца Ф. С. Рахманова (1898—1899, арх. П. А. Дриттенпрейс) — один из первых московских доходных домов в стиле модерн. Здание украшено многочисленными женскими и мужскими масками и растительным орнаментом.
Доходный дом хлеботорговца Ф. С. Рахманова (1898—1899, арх. П. А. Дриттенпрейс) — один из первых московских доходных домов в стиле модерн. Здание украшено многочисленными женскими и мужскими масками и растительным орнаментом.
Но существует два момента, привлекающие внимание:
-во-первых, крупные колосья хлеба на уровне второго этажа всех четырех фасадов. Это редкий элемент орнамента, и появился он здесь не случайно. Ф.С. Рахманов был хлеботорговцем, и так он отдал хлебу дань уважения;
-во-вторых, углы здания. Каждый из них представляет собой круглое углубление, в котором стоит колонна, а на колонне – скульптура женской головы. Опущенные веки, слегка выдающиеся скулы и копна волос с ниспадающими локонами-змеями – это не элемент декора. Это портрет любимой женщины.
Но существует два момента, привлекающие внимание: -во-первых, крупные колосья хлеба на уровне второго этажа всех четырех фасадов. Это редкий элемент орнамента, и появился он здесь не случайно. Ф.С. Рахманов был хлеботорговцем, и так он отдал хлебу дань уважения; -во-вторых, углы здания. Каждый из них представляет собой круглое углубление, в котором стоит колонна, а на колонне – скульптура женской головы. Опущенные веки, слегка выдающиеся скулы и копна волос с ниспадающими локонами-змеями – это не элемент декора. Это портрет любимой женщины.
Доходный дом хлеботорговца Ф. С. Рахманова
Доходный дом хлеботорговца Ф. С. Рахманова
Дом И. И. и Н. И. Болдыревых, памятник в стиле модерн, архитекторы Г. А. Гельрих и Н. П. Евланов. Здание построено в 1908 году, но стилистически относится к раннему московскому модерну.
Дом И. И. и Н. И. Болдыревых, памятник в стиле модерн, архитекторы Г. А. Гельрих и Н. П. Евланов. Здание построено в 1908 году, но стилистически относится к раннему московскому модерну.
Дом И. И. и Н. И. Болдыревых.
Дом И. И. и Н. И. Болдыревых.
По подсказке Nomad это усадьба Д. Ф. Беляева (1902—1904, арх. А. А. Галецкий и В. В. Воейков).
Усадьба Д. Ф. Беляева (1902—1904, арх. А. А. Галецкий и В. В. Воейков).
Усадьба Д. Ф. Беляева (1902—1904, арх. А. А. Галецкий и В. В. Воейков).

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому